Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРЛААМ
6, С. 586-587 опубликовано: 25 ноября 2009г.


ВАРЛААМ

(Быков Василий; 2-я пол. XVII в.- 20-е гг. XVIII в., Кодозерский скит), старообрядческий инок. Из посадских людей г. Каргополя. Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. молодым человеком жил бельцом в каргопольском Спасо-Преображенском мон-ре, где стал учеником мон. Германа Коровки, бежавшего из Соловецкого мон-ря во время его осады царскими войсками в 1668-1676 гг. (см. Соловецкое восстание), проповедовавшего в Поморье сопротивление богослужебным реформам, пойманного и сосланного «под начал» в каргопольский мон-рь. Вскоре после побега Германа из Спасо-Преображенского мон-ря Быков также покинул монастырь и скитался по берегам р. Андомы и Водлозера (Олонецкий у.), где нашел своего учителя. Соединившись с ним, направился на р. Выг к Тамбичозеру, здесь Быков и Герман поставили келью, позже были схвачены воинской командой и доставлены в Новгород в Новгородский разряд. После допросов Быков был отослан «под начал» в Антониев Сийский мон-рь. Через год он совершил побег и, вновь соединившись с Германом, направился в Заонежье. Не имея постоянного пристанища, Быков и Герман долгое время скитались по берегам р. Выг. К этому периоду относится тесное знакомство Быкова с Е. Ивановым, проповедником самосожжений. После 2-й палеостровской «гари» 23 ноября 1688 г., в организации к-рой Быков принимал активное участие (в ней погибли Герман и Иванов), Быков продолжил проповедь старообрядчества на берегах Выга, принял постриг с именем Варлаам от инока Корнилия и, выбрав место для поселения, собрал около себя общежительство в 70 чел. В период неурожаев 1705-1713 гг. перешел с братией на новое место, через некоторое время поселился в Кодозерском скиту, подчинявшемся Выголексинскому общежительству. Скончался в возрасте ок. 70 лет в скиту, там же был погребен.

Как один из первопоселенцев, к тому же знаток Свящ. Писания и скитского устава, имевший тесные связи с почитаемыми в старообрядчестве лицами, В. пользовался особым почетом в Выговском общежительстве. Имел большое число духовных детей, среди к-рых были А. Денисов и Д. Викулин. Участвовал в обсуждении дел общежительства, помогал советами настоятелям и выборным от скитов. Известна подпись В. под соборным постановлением 1719 г.

Лит.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 85, 124-126; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в.: (Исслед. из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изд. и рукоп.). СПб., 1898; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского пахомиевской редакции (тексты) // Древнерусская книжность. Л., 1985. С. 62-107; Понырко Н. В., Бударагин В. П. Автографы выговских писателей // Там же. С. 182-183; Юхименко Е. М. Новые материалы о начале Выговской пустыни // ТОДРЛ. Т. 47. С. 328-342.
Е. М. Юхименко
Ключевые слова:
Старообрядцы Беспоповцы, общее название одного из двух основных течений старообрядчества Поморское согласие (с 2001 г. - Древлеправославная поморская Церковь) Варлаам (Быков Василий; 2-я пол. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.), старообрядческий инок
См.также:
АНУФРИЕВ деятель старообрядческого поморского согласия
БОРИСОВ Андрей (1734 - 1791), киновиарх Выголексинского общежительства
ВАКОНЬЯ Иван Ульянович (1883 - 1965), деятель старообрядческого поморского согласия
ВАРУНИН (род. 12.06.1961), председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии, Об-ва культуры и развития староверов Эстонии
ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец
АЛЕКСЕЕВ Иван (1709-1776), старообрядец-беспоповец, писатель, иконописец
АНДРЕЕВ (Серебренников) Тимофей (1745-1809), старообрядческий выговский писатель и наставник
АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель